+7 812 409-37-20
пн-пт с 10:00 до 18:00 Заказать звонок
Лесная Адрес: Лесной пр-т, 65, БЦ "Лесной", оф. 319. Посмотреть на карте

Защита деловой репутации

Деловая репутация в сфере предпринимательства - это основа имиджа компании, имеющая вполне материальную подоплеку. Компании, доверие к которой подорвано, труднее получить дешевые кредиты и выгодные контракты, она теряет клиента, партнеров, прибыль, и в итоге, самое главное - возможность развиваться дальше.

Что же делать, если деловая репутация вашего бизнеса оказалась незаслуженно "подмоченной"? Конечно, защищаться!

Говоря  юридическим языком, "деловая репутация" - это неимущественное благо, которое подлежит такой же защите, как и блага имущественные.

Защита чести, достоинства, деловой репутации  гарантированы законом каждому, наряду с иными гражданскими правами.

 Способы защиты.

Защита деловой репутации юридического лица может осуществляться:

  • путем размещения ответа на опубликованные в СМИ сведения, наносящие ущерб деловой репутации;
  • путем публикации опровержения в том же СМИ, где была распространена  недостоверная и порочащая  информация;
  • путем подачи иска в арбитражный суд (защита деловой репутации - отдельная категория дел, рассматриваемая судами).

Защита деловой репутации в суде позволяет одновременно с требованием об опровержении недействительных сведений, заявить о возмещении причиненных убытков (ст. 15 ГК РФ). Истец также может просить суд признать сведения, распространенные о нем, недействительными и при отсутствии требований об опровержении и возмещении убытков.

Где могут быть распространены порочащие деловую репутацию сведения?

Распространением сведений, порочащих деловую репутацию юрлица, в основном, являются публикации в СМИ и Интернет. Вместе с тем, под распространением следует понимать также трансляции по ТВ и радио,  демонстрацию в кинохрониках, сообщения в устных публичных выступлениях, а также в заявления, адресованные, например, должностным лицам. 

Особенности судебной защиты деловой репутации

Судебная защита деловой репутации - одна из самых сложных категорий дел в юридической практике. Дела о защите деловой репутации имеют ряд нюансов, которые необходимо знать и учитывать при составлении искового заявления и при ведении дела в суде. Остановимся на некоторых из них.

  • необходимо определиться с надлежащим ответчиком. Иск о защите деловой репутации подается к авторам порочащей информации и/или к ее распространителям. На практике иногда очень сложно установить автора и распространителя, особенно, когда речь идет о многочисленных перепечатках и интерпретациях какой-либо статьи.
  • не каждую публикацию можно признать ущемляющей репутацию. Порочащие сведения должны быть изложены в утвердительной форме. Если в высказываниях автора публикации содержатся его личные  подозрения, оценочные суждения, то есть, информацию невозможно проверить и опровергнуть, защита деловой репутации в судебном порядке не будет иметь успеха;
  • необходимо правильно определится с судебной подведомственностью конкретного дела. Подведомственность дел судам в данном случае - специальная. Это означает, что независимо от того, граждане либо юрлица являются сторонами спора, если информация порочит репутацию лица в сфере предпринимательской деятельности, данный спор подлежат рассмотрению в арбитражном суде. В суд общей юрисдикции тоже может быть подан иск (защита чести и достоинства) в ситуациях, не связанных с ведением бизнеса.

Кроме того, для удовлетворения иска должна иметься совокупность следующих обстоятельств:

  • наличие факта распространения ответчиком сведений об истце (обязанность доказывания на истце);
  • порочащий характер этих сведений (например, о совершении истцом какого-либо правонарушения, о недобросовестных способах ведения бизнеса и т.п.). Порочащий характер информации обязан также доказать истец;
  • несоответствие информации действительности (обязанность доказать правдивость законом возложена на ответчика).

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, заявление о защите деловой репутации будет оставлено судом без удовлетворения.

Защита репутации в сети Интернет

Интернет прочно вошел в современную деловую жизнь. Многие СМИ и  информационные агентства сейчас имеют свои интернет - версии. Кроме того, обсудить деятельность предпринимателей можно на многочисленных форумах и тематических интернет-сайтах.

Интернет - это мощный информационный ресурс. Вместе с тем, всемирная паутина представляет собой огромное поле для злоупотреблений информацией, в связи с чем, защита чести и деловой репутации, опороченной в сети интернет, приобретает сейчас все большее распространение. Однако, до сих пор, выигрыш в подобных делах представляет собой определенную сложность из-за ряда технических особенностей  обеспечения доказательственной базы. Зачастую сайты и интернет - страницы после опубликования "заказной" статьи просто удаляются, и выяснить автора и распространителя недостоверной информации практически невозможно.

Однако, судебная арбитражная практика не стоит на месте, и в настоящее время мы располагаем множеством примеров, когда суды удовлетворяют требования истцов о защите деловой репутации при размещении ложной и порочащей информации в Интернет.

В заключение мы бы хотели сказать, что в отличие от зарубежных стран, где заявление о защите чести и репутации можно подать за каждое неосторожно сказанное слово, а суды взыскивают в пользу истцов баснословные суммы, в нашей стране  нельзя рассчитывать на легкий выигрыш в суде. Выиграть в дело о защите деловой репутации компании для российской практики часто означает добиться признания недостоверности информации, а также ее опровержения, поскольку доказать материальные убытки бывает весьма сложно. 

Обратите вниманиеУспешная судебная защита деловой репутации - результат кропотливого, высококвалифицированного труда юристов, которому предшествуют изучение практики, подготовка обоснованных, подкрепленных доказательствами  исковых требований, неоднократное участие в судебных процессах. Иски о защите деловой репутации - это та категория дел, где не нужно экономить на профессиональной правовой помощи, ведь положительный имидж в бизнесе окупает все затраты.
+7 (812) 409-37-20 Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

Материалы