+7 812 409-37-20
пн-пт с 10:00 до 18:00 Заказать звонок
Лесная Адрес: Лесной пр-т, 65, БЦ "Лесной", оф. 319. Посмотреть на карте

Юридический аутсорсинг или штатный юрист предприятия?

Плюсы и минусы абонентского юридического обслуживания

Грамотное юридическое сопровождение бизнеса является одним из важных компонентов его успеха. Данное утверждение сложно опровергнуть. Современная реальность такова, что необходимо заранее просчитывать все правовые риски - от гражданско-правых, связанных с обязательствами между контрагентами по сделкам, до возможных рисков нарушения законодательных норм, влекущих налоговую, административную и уголовную ответственность.

Еще несколько лет назад у предприятия особенно широкого выбора не было. Либо штатный юрист (юридический отдел, служба - если организация была крупной), либо услуги адвоката (к последним, по понятным причинам, обращались лишь в случае крайней необходимости). Сейчас ситуация другая. Отечественное законодательство стремительно меняется, причем настолько быстро, что изменения трудно отслеживать даже профессионалам.

Кроме того, развиваются новые отрасли (телекоммуникационная отрасль, интернет), возникают новые правоотношения сторон, которые требуют иного, нестандартного решения возникающих проблем. Российские компании активно участвуют во внешнеэкономических отношениях, а это означает, что необходимы знания и опыт применения международного частного права.

Как результат, на рынке юридических услуг появились компании, предлагающие так называемый, юридический аутсорсинг. Аутсорсинг означает, что функции, которые выполнялись на предприятии штатными сотрудниками, передаются организации-исполнителю, специализирующейся на определенном виде деятельности. Как правило, юридические компании берут вашу фирму на абонентское юридическое обслуживание.

Как же построить юридическую работу на предприятии? Организовать "штатную" юридическую службу или обратиться к услугам сторонних организаций, осуществляющих юридическое сопровождение бизнеса?

Каждый из этих вариантов имеет как свои "плюсы", так и "минусы". Попробуем разобраться.

Оформление отношений

Юрист - сотрудник числится в штате предприятия. Это означает, что с ним заключен трудовой договор, ему регулярно должна выплачиваться заработная плата и предусмотренные законодательством выплаты (отпускные, пособие по временной нетрудоспособности). Юрист обязан подчиняться правилам трудового распорядка, выполнять указания руководителя. С одной стороны, это "плюс". С другой стороны, если между руководством и штатным юридическим специалистом возникло "непонимание", то не всегда удается прекратить отношения мирно, и вполне возможно, что вам придется отстаивать свои интересы в суде.

Юридическое обслуживание организаций также оформляется договором на оказание услуг (или правовой помощи, кому как нравится). Это означает, что обязанности фирмы, осуществляющей юридическое обслуживание предприятий, закреплены в договоре. Если работа компании вас не устраивает, вы сможете в любое время прекратить договорные отношения без каких-либо выплат, предусмотренных Трудовым кодексом.

Результат или процесс?

Работа фирм, осуществляющих абонентское юридическое обслуживание организаций, нацелена, прежде всего, на результат. То есть, на решение конкретной правовой проблемы, поскольку от качества обслуживания зависит длительность договорных отношений между заказчиком и аутсорсинговой компанией.

Штатный юрист получает свою заработную плату независимо от результата (конечно, если на вашем предприятии не реализована высокоэффективная система бонусов и поощрений). Если у вас работает квалифицированный юрист с высокими (в хорошем смысле) профессиональными амбициями, вам повезло!

Такой сотрудник сделает все возможное, чтобы отстоять интересы компании, например, в суде. Если же ваш юрист работает по принципу "солдат спит, а служба идет", следует насторожиться - а сможет ли он достойно решить внезапно возникшую сложную проблему? Возможно, юридический аутсорсинг будет надежнее защищать ваши интересы?

Опыт и знания

Юрист предприятия "варится в собственном соку". Даже если у вас большая юридическая служба, в любом случае, возможности и круг познаний этих работников уже, чем у "вольных" юристов, поскольку юристы, работающие в специализированных компаниях имеют разнообразный опыт и привыкли решать более широкий круг задач.

С другой стороны, штатный юрист лучше всего знает документацию, он лучше проинформирован о перипетиях взаимоотношений с партнерами, и в некоторых случаях может быстрее и эффективнее найти решение вопроса.

Некоторые предприятия находят компромисс.

При наличии в штате юриста, который вполне ответственно справляется со своей работой, при возникновении каких-либо задач, требующих специальных знаний (например, выход компании на IPO), заключается договор с консалтинговой фирмой на юридическое обслуживание. Юрист и нанятая компания работают в различных областях, не конкурируя и не перекрывая друг друга.

Налоговая выгода

Начисления по заработной плате, выплачиваемой работникам юридической службы предприятия, идут за счет чистой прибыли. Кроме того, необходимо делать отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, платить НДФЛ. Между тем как при заключении договора на юридическое обслуживание организаций, компания может относить затраты на уменьшение налогооблагаемой прибыли. С этой точки зрения, заключить договор на юридическое обслуживание предприятий - выгоднее.

Какой вариант работы выбрать - каждая организация решает сама, исходя из собственной организационной структуры, наличия квалифицированного персонала, опыта работы, финансовых возможностей и иных соображений. Самое главное - чтобы бизнес получил грамотную и надежную правовую защиту.

+7 (812) 409-37-20 Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

Материалы

Обратный звонок Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с вами в удобное для вас время

Вопросы

Онлайн консультация